Объем фармацевтического рынка РоссииОбъем фармацевтического рынка в 2006 г. составил 12,3 млрд. долл. (с НДС) в ценах конечного потребления, и рост к предыдущему году составил 36 процентов. Самым существенным фактором, оказывающим влияние на рост фармацевтического рынка, стало государственное финансирование закупок лекарственных средств. Темпы прироста рынка Рф в 2006 г. наивысшие среди стран мира; это позволило Рф войти в ТОП-10 стран по емкости розничного рынка ГЛС. Несмотря на это, качество лекарственного потребления порядочно отстает от стран Западной Европы и Северной Америки: если в этих странах потребление лекарственных средств (ЛС) в среднем на одного человека в год составляет не менее 250 долл., то в Рф этот показатель в 2006 году составил 59 долл. Объем аптечного коммерческого рынка ГЛС в 2006 году составил 6,0 млрд. долл., это больше, чем в 2005 году на 16%. Главным фактором роста коммерческого сегмента стал процесс перехода покупателей на более дорогостоящие препараты. Индекс цен на коммерческом сегменте рынка ГЛС составил чуть более 2%, что значительно слабее уровня инфляции в 2006 году (9,0%). Объем потребления по программе дополнительного лекарственного снабжения (ДЛО) в 2006 году составил более 2,4 млрд. долл., что выше показателя 2005 г. на 74%. Основным фактором роста потребления по программе ДЛО стало увеличение средней стоимости рецепта и средней стоимости потребляемой упаковки: если в 2005 году средняя стоимость упаковки составляла 155 рублей, то в 2006 г. этот показатель достиг 330 рублей. Темпы прироста класса парафармацевтики остаются высокими – в 2006 году этот класс вырос на 43%. Объем импорта ГЛС в Россию в 2006 г. составил 6,5 млрд. долл., что на 63% выше аналогичного показателя в 2005 году (по материалам статьи «Анализ импорта ГЛС в Россию»). В классе ритейла ТОП-10 аптечных сетей занимает приблизительно 20%. Доля ТОП-10 за последние 5 лет выросла в 4 раза. Ведущими игроками по итогам 2006 года являются аптечные сети «36,6» и «Ригла». Именно эти сети продемонстрировали в 2006 году самые высокие темпы роста объемов продаж, это было определено как открытием новых точек, так и интенсивной покупкой уже существующих более мелких игроков рынка. Наверное, одна из главных сенсаций на рынке стряслась в дистрибьюторском классе: «СИА» сравнялась по занимаемой доле на рынке с организацией «Протек». По итогам 2006 года обе фирмы занимают порядка 23%. Так что главная интрига 2007 года – это кто будет лидером на фармацевтическом рынке. Также остается открытым вопрос «третьего» номера. в настоящий момент 3 фирмы претендуют на это место: «Биотэк», «РОСТА», «Катрен». Класс производства на рынке наиболее стабилен, но и тут в 2006 году случилось несколько ярких событий. Одно из них – покупка одним из российских производителей «Фармстандартом», 100% акций ЗАО «Мастерлек». Данная сделка позволила в 2006 г. занять «Фармстандарту» 3 место в коммерческом сегменте ГЛС и 10 место в целом на фармацевтическом рынке. Лидером фармацевтического рынка является компания «Sanofi-Aventis» с долей более 5% (по материалам статьи «Основные производители на коммерческом рынке ГЛС». В коммерческом классе аптечного рынка по итогам 2006 года лидерами по продажам стали препараты «Арбидол» («ФАРМСТАНДАРТ») и «Виагра» («PFIZER»). События, проистекавшие на фармрынке России в 2006 году, не оставили равнодушным никого. Не один раз и пресса, и телевидение поднимали вопросы, связанные с тем, что делалось на рынке: программа ДЛО и легальность ее функционирования, громкие объединения и покупки во всех сегментах фармацевтического рынка – ритейле, дистрибуции и производителях. Было много положительных и негативных моментов. Тем не менее, в 2006 году фармацевтический рынок России развивался высокими темпами. Согласно графику по данным розничного аудита DSM Group, объем фармрынка в 2006 г. составил 12,3 млрд. долл.(с НДС) в ценах конечного потребления. Как и в 2005 г., ключевым фактором, действующим на рост фармацевтического рынка, стало гос финансирование закупок лекарственных средств. Как следствие – второй год кряду мы наблюдаем немалый рост на уровне 36%. Отметим, что в 2006 году дальнейшее бурное развитие получил и класс парафармацевтики. В 2006 году сегмент парафармацевтики в розничных ценах вырос на 43% по сравнению с 2005 г. Объяснением данному факту может служить следующее: продолжают развиваться аптечные предприятия открытой формы торговли и фарммаркеты (доля парафармацевтической продукции в таких аптеках доходит до 60%). Да и обычные аптеки не отстают от них, так как в этом случае «товары красоты и здоровья» являются дополнительным источником дохода аптек, а значит и дополнительной возможностью получить большую прибыль. |