Ведущие специалисты оценивают нынешнее состояние мирового мебельного рынка как великолепное. В целом темп роста мирового рынка мебели, начавшегося в 2006 г., оценивается специалистами в 2007 году не менее чем в 3%.
Список стран, где потребление мебели в 2007 г. должно было вырасти больше чем на 3% в реальном исчислении, включает:
* восемь стран в Европейском союзе (Болгария, Эстония, Ирландия, Латвия, Литва, Польша, Румыния и Словакия)
* 3 в Восточной Европе (Турция, Россия и Украина)
* 7 в Азии (Китай, Индия, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Вьетнам
* пять на Ближнем Востоке и Африке (Египет, Израиль, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Южная Африка)
* 2 в Южной Америке (Аргентина и Чили).
Умеренный рост ожидается еще в 60 государствах мира. Растущее потребление мебели не только способствует повсеместному приросту ее производства, но и значительно усиливает конкуренцию. Приблизительно 41% всего мирового производства мебели и 44% потребления приходится на страны Ес: среднедушевое потребление в Евросоюзе является самым высоким, составляя 251 евро на человека.
Ключевыми поставщиками мебели в Европейском союзе остаются Италия и Германия, которые совместно изготовляют практически половину европейской мебельной продукции.
Уже много лет производство мебели особенно заметно расширяется в Азии, в первую очередь — в Китае. Среднегодовой темп прироста производства в этой стране достаточно долгое время выше 25%; в 2006 году китайцы выработали более чем на 35 миллиардов евро относительно простой мебели, предназначенной в основном для нижнего ценового сегмента.
По данным западных аналитиков, в мировой торговле мебели Китай занял долю приблизительно в 20%. Мебельный экспорт из Китая в последнее время вырос в 10 раз, и с 2006 года Китай стал экспортным чемпионом мира (с объемом экспорта в размере более чем 16 млрд. евро), перегнав Италию.
Импорт в Ес достиг 1 миллиарда евро в 2006 году. Особенно выросли поставки мебели из Китая; высокие темпы развития демонстрирует Вьетнам.
Главные государства импортирования — США, Германия, Великобритания, Франция и Япония. В Америку мебель в 2007 году импортируется в основном из Китая и Канады. Прочими важными поставщиками США стали Мексика, Вьетнам (становление очень быстрое), Малайзия, Италия, Индонезия, Тайвань, Таиланд и Бразилия.
В будущем еще более высокие темпы роста, чем у Китая, прогнозируются для Индии. В обеих странах все увеличивающийся платежеспособный средний и верхний классы составляют более чем 400 млн. человек. Соответственно предвидится рост спроса на высококачественную мебель. Пока что потребление мебели в этом регионе лишь незначительно превышает 10 евро на человека, что делает этот рынок чрезвычайно перспективным.
В 2007 г. мировой экспорт готовой продукции достиг порядка 10 трлн. долларов США. Примерно 1% этих денег приходится на поставки мебели, которые неуклонно росли в течение предыдущих 10-ти лет. В 2007 году они достигли 100 млрд. Рост происходит благодаря комбинации двух факторов: увеличения потребления мебели во всем мире и открытия рынков для ввоза.
Европейские производители продолжают терять доли на рынке в США и Японии из-за конкуренции с азиатскими поставщиками. Главные экспортеры в мире мебельной продукции: Китай, Италия, Германия, Польша и Канада.
Обзор мебельной промышленности России.
Строительный бум, нарастающий в последние несколько лет в Стране, спровоцировал активное развитие смежных с недвижимостью отраслей - архитектуры, дизайна, мебельного производства. Появление нынешних офисных площадей, трансформация планировки квартир, строительство индивидуальных коттеджей диктует абсолютно новые подходы и производителям мебели. Российский мебельный рынок отличается высокой конкурентностью (по материалам статьи «Тенденции и перспективы развития мебельного рынка»).
Развитие мебельного рынка в Стране имеет колоссальный потенциал, тем не менее пока что его доля в мировых объемах не превышает 1%.
Согласно экспертному мнению, емкость российского мебельного рынка в 2005 г. составила порядка 5 млрд. долл. Несмотря на постоянный рост последних лет, рынок мебели далек от насыщения. Объем отечественного рынка мебели в 2006 году составил около 7 млрд. долларов, а в 2007 году – порядка 10 млрд. долл. Общий объем рынка мебели для дома в Москве и Московской области в 2005 г. составил 1,9 млрд. долл. (55 млрд. руб.).
По официальным данным Росстата, объем торгов мебели на российском рынке в 2006 году составил 133,6 млрд. руб., или 4,9 млрд. долл., в 2007 г., отечественная промышленность выпустила мебели на сумму $2662 млн. Объем же мирового рынка мебели превышает 200 млрд. евро в год.
По данным Росстата, средний показатель потребления мебели на душу населения Рф в 2007 г. составил порядка $40-50 против $12 в 2001 году. В 2006 году среднедушевое потребление мебели в Москве составило порядка 215 долл. на человека. Среднедушевое потребление мебели в Москве в 4 раза выше, чем в Рф, а в московской области - в Два раза. Весь московский регион потребляет в 3 раза больше мебели на душу населения, чем в среднем по России. Большую часть мебели изготовляет Московская область, а реализует Москва (74,2% продаж всей мебели московского региона).
* офисная мебель
* мебель для дома
* специализированная мебель для учебных заведений, больниц, ресторанов, складских помещений и т.п.
Самый существенный объем мебельного рынка Рф занимает мебель для дома, на долю которой приходится около 70% от общего объема российского мебельного рынка. Объем рынка офисной мебели, точно неизвестен, так как разные учреждения предоставляют различные цифры. Так, офисная и специальная мебель, по данным Центра развития мебельной промышленности составляет около 20-25% от общего объема мебельного рынка Рф, по данным Государственного научного центра лесопромышленного комплекса, сейчас на офисную мебель приходится 17% рынка мебели. Другая часть мебельного рынка Страны – порядка 10% - приходится на сегмент спец мебели.
Крупными покупателями российской мебели являются Казахстан, Белоруссия и Украина. По результатам 2006 года экспорт в страны СНГ увеличился более чем в полтора раза, экспорт же в дальнее зарубежье остался на неизменным. При этом объемы поставок по обоим направлениям почти сравнялись.
Самые развитые «мебельные» регионы – Москва и Московская область, на их долю в общем объеме российского производства приходится соответственно примерно 13 и 25%. Центральный федеральный округ является лидером в региональной структуре производства.
Сегодня наибольший объем мебели по-прежнему выпускается в Центральном федеральном округе – 43,9% от всего объема производства по стране, в том числе в Москве и Московской области – 29,3% от совокупного объема производства.
По статистике, в 2006 г. порядка 75% мебельного рынка составляла мебель для дома. В этом сегменте наибольшие продажи пришлись на корпусную мебель, мягкую мебель и мебель для кухни соответственно. Лидирующее положение корпусной мебели соответствует общемировым тенденциям большинства развитых стран. На рынке отмечается замещение шкафов и стенок встраиваемой мебелью (в основном прихожие), спад продаж мебели для гостиных. Наибольшая доля изготовляемой в Рф мебели приходится на шкафы и стулья – каждой из позиций принадлежит порядка 30%. Следующий сегмент по официальным объемам продаж – это мягкая мебель.
Устойчиво работала и промышленность Центрального региона. Уже традиционно высокие темпы производства наблюдаются в Южном и Приволжском федеральных округах. Существенно вырос выпуск продукции в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.
Между тем нужно обратить внимание на то, что в Центральном ФО, включающем 18 субъектов Федерации, более 80% производства сосредоточено лишь в трёх — Московской (48,9%), Воронежской (11,2%) областях и в Москве (20,3%). В Приволжском ФО (14 субъектов Федерации) 60% мебели производится в Кировской, Пензенской, Саратовской и Ульяновской областях.
В Уральском ФО, в состав которого входят 5 субъектов Федерации, производство мебели разделено довольно ровно — в Тюменской, Свердловской и Челябинской областях. Лидером является Челябинская область — около 41% от всего объёма производства в округе. В Сибирском ФО около 31% производства приходится на Иркутскую область.
При сравнении оперативных данных за 9 месяцев 2006 и 2007 годов производство увеличилось на 34,2% в текущих или на 24,6% в сопоставимых ценах
За 9 месяцев 2007 г. существенно возрос ввоз мебели: 158,1% к уровню 2006 года, в том числе из стран дальнего зарубежья — 172,5%.
Ведущей тенденцией последних лет является прирост доли ввоза на российском рынке мебели для дома (до 45-50% от общего объема продаж). Ключевыми государствами-импортерами являются Италия, Украина, Белоруссия, Польша, Австрия и Литва, КНР, Финляндия и Германия. Доля стран СНГ и Юго-Восточной Азии с каждым годом увеличивается.
Все же обеспокоенность вызывает не столько рост поставок иностранной мебели на российский рынок - россияне могут составить ей достойную конкуренцию - сколько то, что иностранные игроки принесут с собой технологию продаж, как это сделала, например, «ИКЕА», ведь одна из основных проблем российского мебельного рынка - отсутствие стройной системы сбыта.
Несомненно, сложившуюся благоприятную ситуацию в полной мере применяют импортёры мебели из Китая, ввоз которой за 9 месяцев 2007 года увеличился вдвое
Необходимо обратить внимание на то, что за счёт низкой себестоимости средняя цена ввозимой из Китая мебели увеличилась незначительно — на 6–10%, то есть конкурентоспособность её на отечественном рынке увеличивается и при существующем уровне инфляции представляет реальную опасность для отечественной промышленности.
Заметных видоизменений в структуре экспорта не происходит. Опережающими темпами развивается экспорт в страны СНГ (140%), в то время как поставки в страны дальнего зарубежья составили всего лишь 105% к соответствующему периоду прошедшего года.
Объём экспорта мебели меньше объёма импорта более чем в 4,6 раза. В то же время цены мебели, экспортируемой в страны СНГ, существенно превосходят цены экспорта в страны дальнего зарубежья. Российские мебельщики начали медленное наступление за его рубежи, разворачивая собственный экспорт. Так, скажем, в 2005 г. по сравнению с 2004 г. он вырос в 1,2 раза. Российские производители продали за границу мебельной продукции на сумму 230 млн. долл.
Как отмечают специалисты, по-прежнему тяжелее всего конкурировать российским производителям с иностранными производителями спален и гостиных. Зато в производстве офисной мебели российские изготовители позиции не сдали, а, напротив, уверенно закрепились на рынке.
|