В одной старинной книге прочитала я такие строки: "В стародавнюю дохристианскую пору травы представлялись пышнокудрявыми волосами великой праматери богов — матери сырой земли. Так и говорится в одном из древнерусских писаний: "Земля сотворена, яко человек... вместо власов былие имать". А разве у вас такого не бывало — идешь по лугу, по лесу, и каждый цветочек, каждая травиночка, каждое дерево живым, родным кажется. И ждешь, что вот-вот услышишь их тихий шепот, нежный перезвон — и узнаешь, какие силы, какие тайны здоровья несут они в себе. Да они и вправду не скрывают, затем и родились на свет, чтоб своею красотою и свежестью с людьми поделиться, да не каждому захотят открыться. В той же старинной книге прочитала древнее сказание, происхождение которого бесследно затерялось в безднах прошлого. Жил-был на свете один знахарь. С малолетства прислушивался он к шелесту трав и говору листьев. Был он наделен даже способностью слышать шепот матери сырой земли, которая по народному преданию "ради нас, своих детей, землей всяких породила и злак всякой напоила". Жил он в лесу, в одинокой келье, отдалившись от людей, и отдался только изучению целебных свойств растений, внимания голосу матери-природы. В конце концов стал он всеведущим. ...Шли к нему и князья-бояре, шел и простой люд, нищий-убогий — и никому не было отказа-. И ни с кого не брал он плату. Дьявол, злой и коварный, не мог перенести праведного пути знахаря. Решил он совратить его. "В твоих руках, — говорил он, — такое могущество, как ни у кого на свете. Стоит тебе только захотеть — и будут все люди со своими богатствами в твоей власти". Но не прельщали ведуна такие слова. А дьявол не отступался: то в виде цветка приманит к себе пытливого зелейщика, то змеей ползучей переползет ему дорогу со своими нашептываниями, то вещим вороном закаркает, то девицей-раскрасавицей со сладкими медовыми речами обернется. Но не было соблазна, чтоб совратить зелейщика с праведного пути бескорыстной помощи людям. Затаился тогда дьявол и стал ждать своего часа. Шли годы и шли: состарился, поседел добрый знахарь. И к нему, всеобщему спасителю, подкралась беспощадная старость. Вот тут дьявол и объявился вновь: "Хочешь, научу, как возвратить молодость? Только покорись мне — и будешь вечно молодым". Упоительные речи сделали свое дело: не внимал им молодой и сильный знахарь, внял — дряхлый отшельник. Продал он свою светлую голубиную душу черному духу. Воротил ему дьявол молодость. Научил распознавать злые, дьявольские травы, и стал знахарь делать людям не только добро, как в прежние времена, но и зло, нести пагубу по заказу. Поселилась в его сердце злая корысть. Радовался дьявол, победивший добро... Не было предела гневу Господнему, и горько плакал ангел-хранитель этого отшельника, просил Бога забрать душу этого человека, пока не натворил он много зла, просил вспомнить все то добро, что он в своей жизни делал людям. Но Господь был беспощаден во гневе своем, еле-еле умолила его заступница, послал он ангела смерти к отступнику. Но проведал об этом дьявол, напустил туман на дорогу ангела, тот заблудился и опоздал: преступил он порог жилища знахаря как раз тогда, когда перетянула чаша зла. И вот тут-то дьявол предъявил свои права на душу знахаря. Сдержал обещание отец лжи; не стареет кипящий в котле грешник и нет ему покоя смерти, хотя нет его и среди живых. Только в один день — на святохристово воскресение — невидимкою пробирается он на белый свет. Вплоть до свято-вознесеньева дня ходит он по лесам, по степям, посреди знакомых трав. Злые и добрые — узнают они его, приветствуют по-старому, шепчут ему каждая о своей силе. Горькою укоризною отзывается ему их шепот. В то же время выходят на его стезю и многие другие, одаренные прозорливо-чутким слухом люди; прислушиваются к голосам трав. Не видят они первого знахаря, но сила его знаний передается по частям то одному, то другому: иной внимает злым, иной добрым травам: что кому дано. И от этого знахаря пошла по Руси вся знахарская порода. От поколения к поколению передаются вещие слова. Я хотела бы, чтобы это предание послужило уроком-предостережением всем, кто собирается заниматься лечебными травами, особенно, если хотите и себе, и другим сохранить молодость и красоту. Самый главный лекарь — любовь и добро людям. В те времена в косметике применялись горчица, перец, татарник, мирра, мак, чеснок, лук, льняное семя, алоэ, шафран, роза, овощи, фрукты. Приготовлялись дезодоранты в виде мази на терпентине и живице, которые смешивались с неизвестным до сих пор растением и каким-нибудь ароматом-отдушкой. Для придания упругости коже лица египтянки применяли порошок алебастра вместе с ромашкой, укропом, ноготками, шалфеем, мятой. С древних времен известна нам сурьма, придающая блеск глазам, но кроме этого общеизвестного ее свойства, сурьма еще и прекрасное противовоспалительное и антиаллергическое средство для век. Хорошо известная и до сих пор очень популярная хна тоже пришла к нам из Древнего Востока. Я уже не говорю о жень-шене. Его называли и до сих пор называют корнем жизни, а в старину свято верили в то, что он может возвращать старикам молодость, а больным — здоровье. У Авиценны находим рецепт лечения темных пятен на лице ртутью, дынными и арбузными семечками и лимонным соком. Волосы, по совету Авиценны, укрепляли желтками с уксусом или вином. В книгах эпохи Возрождения, написанных известными врачами того времени, находим собрание советов для женщин, как сделать кожу более красивой. Читаем там рецепты масок из желатина и молочной хлебной пасты, средства для укрепления волос из меда и миндаля, оливкового масла, хвои и тыквы. Были даже даны советы, как приготовить тени из сандалового дерева, уксуса и квасцов, а веснушки рекомендовалось отбеливать смесью из серебра, растворенного в вине. Массу интересных на наш современный взгляд косметических рецептов находим у Овидия. С большим уважением и одобрением описывает он способы ухода за собой. "Я видел, как одна дева, смочив мак холодною водою, терла и мазала нежные щеки", — так предваряет он главу о необходимости ухода за собой для сохранения молодости и красоты. Как часто мы, с восторгом встречая что-то новое, забываем, что у каждой медали есть и обратная сторона. Бурное развитие химии ворвалось и в косметику и очаровало быстрым и ярким эффектом. Растительные препараты были не только отодвинуты в сторону, а иногда и осмеяны как дурной вкус и невежественное знахарство. И только через много лет, когда столкнулись с тем, что химические препараты несут не только быстрый эффект, но и скрытый вред, и когда вред этот стал все чаще проявляться, вновь обратились к истокам, к естественным косметическим препаратам. Увы! За годы опалы многие рецепты утеряны, а может быть, кто знает, и спрятали их обиженные травы. Помните, мы начали свой разговор о травах, как о живых существах, и им ли не обидно было, что отвергли неблагодарные люди те знания и секреты, что в течение столетий безмолвные цветы и травы дарили им. Сегодня мы все больше и больше хотим, чтоб к нашей красоте имели отношение животворящие целебные травы, применяя их в виде отваров, напаров, припарок, масок, кремов, лосьонов. Суть действия лекарственных растений изучается и будет еще долго изучаться — может, и постигнем тайну? Но и сейчас предполагаем, что эта суть базируется на синнергизме и даже усилении действия одних составных частей другими. Есть много интересных секретов во времени сбора тех или иных растений, времени их применения. И как хорошо это знали преданные когда-то анафеме ведуны и знахарки, пресловутые деды да бабки!
|