Задача родительского воспитания
состоит в том, чтобы помочь ребенку стать автономной самостоятельной личностью.
Но мысль о подобной будущей самостоятельности может быть пугающей не только
для ребенка, но и для родителя. А как хочется иногда воспринимать своего
ребенка, "кровинушку свою", как собственное продолжение, как хочется, чтобы
он сделал то, что не удалось мне, чтобы он был "изданием вторым, дополненным
и усовершенствованным". Например, сколько я сил и времени положил на то,
чтобы уговорить ребенка избрать ту же профессию, что и у меня. Прошло несколько
лет, прежде чем я примирился с его выбором.
Как
ни тяжело нам это осознать, но у ребенка своя жизненная задача, и родители
должны помочь в ее осуществлении.
Не нами она придумана, и не в наших силах ее разрешить.
Она была, есть и будет - большая и упитанная, ломающая, калечащая и заставляющая
делать такое количество ошибок и глупостей, проблема взаимопонимания родителей
и детей. 14-летняя Катя, возможно, в рот бы сигарету не взяла, если б
не слова матери: "Увижу тебя с сигаретой - прибью, как паршивую собаку!".
А у 25-летнего Даниила, наверняка, иначе сложилась бы карьера, если бы
он умел смело и решительно говорить "нет" (увы, способность это делать
у него отбили еще в 4 года). Проблема "отцов и детей", как и ребенок,
проходит в своем развитии несколько качественно отличных стадий. Хотя,
главным стержнем ее остается одна и та же вещь: стремление к свободе.
Прежде чем стать опорой в жизни, наше «Я» проходит закономерные этапы
развития. Так же, как ребенок становится взрослым не сразу, и наше «Я»
формируется постепенно.
Основная установка на мир, ощущение его враждебным или дружественным,
закладывается в самом раннем детстве. Когда младенец получает так
необходимые ему тепло и ласку, у него возникает надежда, что он нужен в
этом мире и люди его понимают. Уже через несколько недель после
рождения ребенок начинает выделять свою мать среди других людей.
Начиная с этого периода у него складывается образ матери, который
остается важнейшим символом во всей последующей жизни. В этом символе
отражается надежда ребенка на то, что и в дальнейшем его будут любить,
или безнадежность в ожидании внимания и поддержки со стороны других.
Давать ли детям деньги, и если давать - то как и сколько.
Этот вопрос неизменно вызывает бурные дискуссии. Одно из крайних мнений
- ребенку деньги не нужны. Не нужны до тех пор, пока он сам не начнет
зарабатывать. Да и тогда он должен отдавать всю зарплату родителям. До
тех пор, видимо, пока не начнет отдавать зарплату супругу. Или, считают
другие, деньги нужно давать по первому требованию, независимо от планов
родителей.