![Порка отменяется!](http://www.wsmagazine.ru/i/20071114181837-2.jpg)
Прежде чем строго наказывать малыша за проступок, подумайте, заслуживает ли он это, не почувствует ли себя униженным... Одни
родители считают, что наказывать ребенка необходимо для его же блага.
Другие уверены: только физическое наказание помогает сделать из малыша
человека. Третьи против подобных мер воспитания, но при этом не знают,
как добиться, чтобы чадо их слушалось. Кто же прав? И существует ли
единственно верный способ воздействия? По мнению
детских психологов, о наказании как методе воспитания (но ни в коем
случае не физическом) следует говорить только тогда, когда малышу уже
исполнилось пять лет. До наступления этого возраста он будет очень
болезненно воспринимать запреты родителей, считая, что они вдруг взяли
и разлюбили его. К тому же он пока не понимает, что неправильное
поведение иногда требует мер воздействия. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАКАЗАНИЙ ФИЗИЧЕСКОЕ. Наиболее,
пожалуй, распространенное, когда руки так и тянутся нашлепать
провинившегося ребенка ладонью или ремнем, да побольнее, по мягкому
месту. Для многих это беспроигрышный способ отучить малыша делать
недозволенное и слушаться взрослых. Они уверены - из страха он
пообещает что угодно. Мнение психолога: Если для
вас это основной способ «воспитания», то о близких отношениях не может
быть и речи. Такие дети часто вырастают агрессивными, злопамятными,
любят отыгрываться на более слабых сверстниках, малышах или животных,
стараясь хоть как-то самоутвердиться. Или наоборот:
ребенок постепенно обрастает комплексами, теряется, становится ведомым.
Как сложится его жизнь, во многом будет зависеть от того, с каким
лидером в будущем его сведет судьба. Совет:
Никогда не применяйте к ребенку физическую силу, как бы вам ни хотелось
шлепнуть его. Остановитесь, успокойте себя любым известным вам
способом. Постарайтесь вспомнить в такой момент: это ваша вина, это вы
что-то не объяснили ребенку, поэтому он и повел себя таким образом. УКОРЫ В ПРИСУТСТВИИ ПОСТОРОННИХ. Некоторые
родители считают, что это действенно. Малыша называют нескладным,
неумехой, косоруким, глупым или бестолковым. И призывают посторонних
людей в свидетели: посмотрите, мол, какой у меня ребенок, ну что с ним
делать? Мнение психолога: Беда в том, что малыш
постепенно проникается уверенностью, что он и правда такой не только в
глазах мамы и папы, но и окружающих. Неудивительно, что хорошие
отношения могут сильно пострадать. Вернуть их будет весьма непросто. Совет:
Не делайте замечания при посторонних и тем более не призывайте их в
свидетели. Ребенок может замкнуться и вообще перестать выполнять ваши
просьбы - он же плохой. Да и вы, между прочим, подрываете свой
родительский авторитет, все время как бы показывая, что не в состоянии
справиться с проблемой самостоятельно, поэтому просите помощи у других.
Вернуть уважение к себе будет непросто. ЗАПРЕТ ЗАНИМАТЬСЯ ТЕМ, ЧТО ОСОБЕННО НРАВИТСЯ. Еще
один неверный вид наказания, к которому нередко прибегают взрослые.
Например, плохо себя вел - играть с любимой игрушкой не будешь, гулять
во двор не пойдешь, сладкого не получишь, мультики не посмотришь,
останешься дома и станешь убираться в своей комнате. Мнение психолога: Наверняка
вы «убедите» ребенка попросить прощения за плохой поступок. Он сделает
это, но не потому, что осознал ошибку, а для того, чтобы ему разрешили
делать то, что хочется, и не лишали приятных вещей. Сами понимаете, к
чему впоследствии это приведет. Совет:
Опасайтесь, что со временем малыш научится скрывать от вас свои
интересы в целях безопасности, может начать обманывать. Ведь если вы не
узнаете о любимых занятиях, вы их и не лишите. НАКАЗАНИЕ НЕВНИМАНИЕМ. Родители всячески подчеркивают равнодушие и безразличие к «хулигану», делая вид, что вовсе не замечают его. Мнение психолога: Для
ребенка такое отталкивание очень болезненно, и переживает он подобное
тяжело: мама и папа больше его не любят, он им не нужен, он остался
один. Чувство незащищенности растет как снежный ком. Совет:
Не прибегайте к подобным мерам воспитания часто, иначе малыш утратит
веру в себя. А при общении как со сверстниками, так и с людьми старшего
возраста будет ощущать неуверенность и дискомфорт. Он станет бояться,
что если сделает что-то не так, его просто отвергнут, перестанут с ним
разговаривать. Не исключено, что из общительного и жизнерадостного
ребенка он превратится в нелюдимого буку. ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА Получается,
наказание - вовсе не решение проблемы воспитания. Что же делать? Как
направить поведение ребенка в нужное русло? Малышу трудно уловить связь
между его поступком и результатом. И строго наказывать его в такой
ситуации не нужно: изменить-то уже ничего нельзя. А вот вместе
обсудить, спокойно объясняя, что сделано не так и к каким последствиям
это могло привести, - ваша задача. И, заметьте, без всякой порки.
Всегда ищите золотую середину: поругали - дали время подумать -
обсудили. И не забывайте про поощрения, они очень важны для повышения
самооценки маленького человека. Стройте отношения с ребенком на доверии
и уважении, а не на страхе, лжи и желании выкрутиться любой ценой.
|