![](http://www.rustrana.ru/articles/27133/1.jpg)
Пожалуй, трудно найти более зловещее слово, чем суицид.
Особенно дико, если человек, еще только начинающий жить, пытается
лишить себя жизни.
Четверть века я занимаюсь проблемами детских самоубийств,
изучил сотни юных сломленных судеб, вникал в причины трагедий. Чаще
всего это бедность, одиночество, протест, самоутверждение, авторитарный
режим школы и семьи. Жизнь нынче кардинально поменялась, число детских
самоубийств неуклонно растет, а причины, по существу, остались те же —
может, только ярче проявляются и еще беспощаднее толкают ребенка в
безысходность.
...Таня Г. училась в одной из самых престижных гимназий
столицы. Была хороша, прилежно занималась. Покончила с собой, оставив
записку: «Ненавижу тебя, мама, и школу твою ненавижу...» Мать Тани —
учительница литературы в этой же школе. Отца нет. Есть
бабушка-пенсионерка. Общий достаток едва перевалил за черту бедности.
Как же умоляла Танечка незадолго до своей кончины купить ей джинсы с
накладными карманами: «В классе всем девчонкам уже купили, только я
одна...»
В классе, в котором училась Таня, в основном дети из
богатых семей. Какая же спесь была на лицах этих учеников, какая
самоуверенность! Они даже меня моментально с ног до головы «смерили»:
нет, мол, не их круга человек -- и ботинки не те, и рубашка, пиджак
«совковые». Каково же Танечке было каждый день видеть и слышать, как
девочки хвастались друг перед другом:
— У меня на «карманные» пятьсот «рубленых» всегда при себе.
— Мои предки не считают деньги. Этого дерьма у них пруд пруди...
Мама и бабушка складывали свои невеликие деньги на шкафчике,
рядом с телевизором. Мать Тани гордилась тем, что в ее семье все
честно, все открыто: никто лишней копейки не возьмет. И вдруг исчезают
тридцать рублей, затем пятьдесят, а потом и сотни. Таню сначала никто
не подозревал. Но однажды мать вернулась из магазина и, как обычно,
положила на шкафчик оставшиеся деньги. Буквально через полчаса их не
стало.
— Таня, ты?!.
— Что ты, мамочка! Разве я когда-нибудь беру без спроса? — и невинные глаза...
Мама не поверила. Стала кричать, угрожать. Потом устроила
тщательную проверку Таниных вещей и нашла пропавшие денежки...
— Ты и раньше брала?
— Нет, мамочка, это в первый раз...
— Врешь! Я в милицию пойду! Пусть тебя в изолятор отправят как малолетнюю преступницу! — и направилась к двери.
— Мамочка, никогда больше этого не будет...
Она держалась. А в школе после каждого урока — прямо казнь.
Девчонки при ней сговариваются пойти купить конфет, жвачки, колу. А ее
не берут с собой: опять ни шиша у Таньки.
И не выдержало детское сердце. Бросилась под поезд в метро...
Кто повинен в этой смерти? Психологи и социологи ищут причины
в социальном разладе общества. Денежные родители учат своих детей:
богатство — это все, не водись с бедными, они уроды и дураки, раз не
могут прилично заработать, ищи друзей среди семей нашего круга и
достала. У детей бедных, как ответ на это. занижена самооценка, растет
напряженность, они стараются держаться независимо, пока хватает сил. А
когда их недостает, суицид толкает их на последний шаг.
...А вот другой случай.
Трагическая смерть восьмиклассника Саши В. буквально потрясла
школу. Казалось, не было в классе более благополучного, даже
счастливого подростка. Он хорошо учился, держал первенство по многим
видам спорта. Пользовался авторитетом у сверстников. В свои
четырнадцать лет уже побывал в ближнем и дальнем зарубежье, отдыхал на
Кипре, водил машину.
Отец Саши, крупный бизнесмен, души не чаял в сыне. Саше
предоставлялась полная свобода. А он связался с какими-то взрослыми
парнями. Сначала подошли к машине, помогли, когда что-то сломалось,
потом втянули в картежную игру. Саша проиграл большую сумму, ходил
подавленный, не смел сказать родителям, А те так были заняты своими
делами, что не заметили состояния юноши. Между тем «дружки» однажды
показали Саше лимонку — «не принесешь валюту, взорвем твою хату». Можно
было попросить денег у родителей. Но Саша предвидел жесткую реакцию
отца и не решался.
Достаток в доме был, но не было душевной близости — а лишь
это могло спасти подростка. Каждое утро по дороге в школу в страхе
ожидал он встречи с «дружками». Они неизменно появлялись. Напоминали;
осталось три дня, два... И Саша не выдержал, бросился под электричку.
...Коля В. в свои двенадцать лет ярко проявил себя в
живописи. Он владел композицией, обладал удивительным чувством цвета.
Все свободное время посвящал искусству. Но вот мальчик влюбился и
написал портрет своей симпатии в образе сказочной царевны.
— Я никогда не поверю, что это ты нарисовал, — глянув на
рисунок, сказала девочка. — Признайся, что это так, ия разрешу меня
поцеловать.
— Хорошо, не я, — сгустив голову, промямлил Коля...
— Вот! Я же говорила, что ты лгун. Разве лгуну я позволю прикоснуться к себе?..
Коля вспыхнул и, скрывая слезы, выбежал из комнаты.
Случилось так, что и дома ему досталось. «Руки почему не
вымыл? Совсем обнаглел, марш а свою комнату». И он пошел. Открыл окно —
и выпрыгнул с двенадцатого этажа.
Что двигало Колей? Что происходило в его душе? Родители не
считали, что обошлись с ним слишком строго. Та «красавица» вообще
удивилась — ну пококетничала — и что? Коля уже не ответит.
Я спросил у психиатра: дети, которые уходят из жизни, — здоровы ли они?
— Здоровы, — ответил профессор. — Хотите поговорить с ними?
Встретился с теми, кого удалось спасти. Конечно, теперь это
кажется им несусветной глупостью. «Ну повздорила с парнем...» «Родители
выругали...» А профессор поставил диагноз: «эффект суженного сознания».
Таким термином медики обозначают состояние здорового человека, которому
вдруг все опостылело, и он пришел к выводу, что жить невозможно.
Подросток подчас не способен охватить мир целиком, и он, словно клином,
сходится на нескольких неудачах, которые вдруг выстраивались в ряд, да
еще в одно и то же время.
Что для нас кажется мелочью, в глазах ребенка предстает
масштабно, глобально, непоправимо. По силе эмоций, по глубине
впечатлений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых. За
четверть века работы с детьми я не раз сталкивался с такого рода
трагическими случаями, и чаще всего это были дети впечатлительные,
яркие, болезненно воспринимающие любое, самое незначительное
оскорбление, принижение их человеческого достоинства. Осмелюсь
утверждать: частая причина детских самоубийств в жажде праведности в
неправедном мире.
Наши дети одиноки — дома, в школе, среди сверстников.
Бедность — богатство — дифференциация в классе, во дворе. Невозможность
откровенно поговорить с родителями: одни выживают, им бы хоть
как-нибудь продержаться, им не до детей,(другие заняты «делом»,
накапливают богатство, им легче дать сыну стодолларовую бумажку, чем
вникнуть в его переживания.
Мы проводили исследования во вторых(!) классах совсем не
худшей школы Москвы, Результаты привели педагогов в ужас. 80 процентов
детей из вполне благополучных семей думают о смерти. А в сочинении «Кто
я в этой жизни» пишут страшные строчки: «Я никому не нужен», «Я как
поломанная игрушка», «Я затеряна в галактике смерти». Понадобились
большие усилия и педагогов, и родителей, чтобы изменить мироощущение
этих еще совсем не зрелых детишек.
Но откуда такой пессимизм? Одни страдают от презрения
богатых сверстников, другие мечтают, чтобы мама, а не гувернантка
пришла за ними в школу, чтобы мама, а не чужая тетя делала с ними
уроки. Мечтают об откровенном разговоре с отцом, о том, чтобы хоть в
воскресенье они пошли куда-нибудь вместе. Эта тоска по доброму общению,
моральной поддержке, обычному человеческому теплу делает их
беззащитными, А ведь и в детской жизни бывают переживания, с которыми
юной душе одной не справиться.
Нет ничего страшнее смерти ребенка. Поэтому не оставляйте
своих детей в одиночестве. Иногда достаточно просто подойти, положить
руку на плечо, сказать несколько добрых слов, чтобы спасти...