Как известно, деньги являются всеобщим эквивалентом, универсальным
инструментом обмена, без денег невозможно представить современную
жизнь. Все взаимосвязано в этом мире, и дети тонко чувствуют наши
настроения, связанные с материальными ценностями, ведь разговоры о
деньгах, о будущих покупках, мы очень часто ведем в их присутствии. Дети
посещают с нами магазины и видят, как производится обмен товара на
деньги, понимая, что бесплатных покупок не бывает, поэтому, еще, будучи
в дошкольном возрасте происходит осмысление значения слова «купить»,
таковы современные реалии нашей многогранной жизни. Многие
согласятся, что очень важно научить ребенка правильно распоряжаться
финансовыми средствами, чтобы ответственность за свои поступки в плане
покупки-продажи была осознанной, разумной, в режиме необходимой
экономии. Ребенок с малых лет должен понимать, что купить все
невозможно, нужно уметь ограничивать себя, выделять в покупках главное
и необходимое, а также иметь некоторые накопления. Родители очень
часто идут на поводу у детей, покупая им понравившуюся игрушку или
сладости по первому желанию, однако с полной уверенностью можно
сказать, что мгновенное удовлетворение желаний делает ребенка
избалованным, и на чашу весов ставится прямая зависимость родительской
любви и денег. Ребенок может стать «маленьким тираном», требуя от
родителей все больших уступок и не понимая слова «нельзя». Бедные
родители пытаются удовлетворить все возрастающие запросы своего чада,
но наступает момент, когда выполнить новые желания становится
практически невозможно. Начинаются противоречия, ребенок не может
понять, почему мерило родительской любви – «деньги» не могут быть
потрачены только на его подарки, становится нервным, раздражительным и
подозревает родителей в меньшей любви. Те, в свою очередь, искренне
удивляются тому, что вырастили эгоиста, и искреннее понимание, что
виноваты сами, приходит далеко не ко всем взрослым. Как найти
идеальное соотношение понимания и ответственности ребенка к деньгам?
Только терпение и воспитание могут помочь в этом нелегком процессе.
Нельзя говорить постоянно о материальных проблемах семьи в присутствии
детей, такие разговоры развивают у малыша комплекс неполноценности, он
начинает завидовать окружающим, тем, кто живет более обеспеченно, чем
его семья, у ребенка развивается такая негативная черта, как жадность.
Однако ограждать от видимых трудностей детей также не нужно, иначе
столкновение с реальным миром, с временными экономическими трудностями
могут повлиять на психику ребенка негативным образом. Для того,
чтобы найти золотую середину в таком нелегком денежном вопросе, можно
применять метод ролевых игр. Игра в продавца-покупателя является просто
идеальным вариантом, когда ребенок запоминает стоимость продуктов
питания, одежды, обуви. Бюджет семьи складывается из многих
составляющих, и ребенку будет интересно познавать этот новый,
неизведанный мир денег и чувствовать свою сопричастность к домашним
тратам, расходу и экономии денег в семье. Различные дополнительные
заработки и подработки родителей не должны скрываться от детей, ребенку
желательно четко осознать, что мама или папа стали проводить с ним
гораздо меньше времени для того, чтобы семья смогла жить лучше в
материальном плане. В связи с этим, у ребенка просыпается желание
помочь родителям: дополнительной уборкой или небольшим ремонтом. Здесь
всегда будет уместно привести реальные цифры стоимости тех или иных
услуг, которые ребенок выполнил для своей семьи, тем самым, подняв его
самооценку и отметив причастность к важным домашним делам. А, если
повзрослевший ребенок сумеет найти подработку во время летних каникул,
похвалите его обязательно и подскажите, как верно потратить
заработанные деньги не только на удовлетворение желаний юного
помощника, но и на необходимые для семьи траты. Привлекайте ребенка
к планированию семейного бюджета, дайте возможность правильно
распределять заработанные деньги и ему гораздо легче будет приучиться
выделять главное, правильно расставить приоритеты и разумно решать
проблемы, связанные с деньгами, во взрослой жизни.
|