По данным большинства отраслевых экспертов, рынок аренды и проката автомашин России находится в начальной стадии формирования.
По разнообразным оценкам, его объем в 2006 г. составил лишь 40-50 млн. долларов. Для сравнения, в США размер рынка аренды и проката авто больше на три порядка (по данным специалистов Reuters, объем рынка составляет 20 млрд. без учета услуг лизинга автомашин), при этом там эксплуатируются приблизительно 2 млн. транспортных единиц. В то же время, автопарк российских прокатных компаний сегодня насчитывает порядка 6 тыс. авто, из которых от четверти до третьей части представлены отечественными марками. Автопарк московских компаний, по данным экспертов немецкой компании SIXT, специализирующейся на оказании услуг аренды автомобилей, составляет порядка четырех тысяч машин (учитывались данные по машинам не старше 2-х лет).
Из иностранных машин примерно 70% принадлежат к экономичному и стандартному сегментам, в котором они конкурируют с отечественными автомобилями. Лишь 30% из сдаваемых напрокат российскими компаниями иномарок могут быть отнесены к бизнес- и премиум-классам. Стоит отметить, что у участников рынка аренды автомашин отсутствует единая сегментация автотранспорта. Это приводит к тому, что легковой автомобиль, предлагаемый одной компаний в группе «Бизнес», в другой компании может входить в группу «Средний» (по материалам статьи «Сегментация автомобильного транспорта, предлагаемого компаниями Москвы и Московской области в аренду» - читать).
В России наиболее крупным и динамично развивающимся является рынок аренды автотранспорта Москвы и Московской области. До 90-95% объемов операций на российском рынке автопроката перепадает на долю Москвы. В исследовании компании Smart Business Solutions отмечается, что до 2000 г. услугу проката автомобилей на московском рынке предоставляли не более десятка фирм. В настоящее время число достаточно крупных прокатных компаний в Москве - около 70.
В то же время, по мнению многих специалистов, период усиленного роста рынка аренды автомашин закончился. Со временем возможна децентрализация, то есть прирост объема рынка будет происходить за счет регионов. Другой тенденцией, видимо, станет экстенсивный рост рынка, что будет выражаться в следующем. На сегодняшний день крупные компании уже достаточно прочно завоевали свои места на рынке, поделив наиболее перспективные и прибыльные сегменты (корпоративных клиентов, бизнес- и компакт-класс). Вновь появляющиеся компании (а их достаточно большое количество) скорее всего будут использовать наиболее эффективную при таком раскладе тактику – демпинг. Невысокие цены «новичков» ведут к снижению качества сервиса и разрушают рынок. Дальнейшее развитие ситуации в таковом ключе может привести к попыткам передела, и как следствие, «войне» за клиента. Ведь ключевыми критериями, которыми руководствуются клиенты при выборе поставщика услуги являются цена и качество обслуживания.
Сегодня отмечена также дифференциация компаний по предоставлению автомобилей — отечественного и иностранного производства.
Так, направление проката иномарок представляют несколько групп компаний:
* Представительства международных прокатных компаний (Avis-Москва, Hertz Rent-a-car, Ольга-Sixt и др.);
* Официальные дилеры производителей мировых автомобильных марок («Рольф-Прокат», «Европкар-РУС» и др.);
* Крупные российские компании, достаточно длительное время работающие на ранке проката авто (Global National, «Гринлайн», «Скарлет» и др.);
* Малые российские прокатные компании, насчитывающие в парке несколько десятков автомобилей («А.М. Рент», «Citywheels» и др.). Характерной чертой для многих мелких компаний-операторов рынка аренды авто, является отсутствие собственного парка автомашин;
* Пункты проката авто при автотехнических и торговых центрах заграничных автопроизводителей («Автоцентр Skoda»);
* Отдельное место занимают компании, имеющие парк из дорогих и престижных иномарок и специализирующиеся на предоставлении конкретной услуги по обслуживанию разных торжественных мероприятий («Лимузин-сервис»).
Несмотря на усиление конкуренции среди участников столичного рынка, наибольшие игроки заинтересованы в сотрудничестве и взаимодействии по ряду направлений, основными из которых являются:
* Превентивные меры, направленные на борьбу с угонами машиных;
* Проведение коллективных рекламно-информационных кампаний в целях продвижения услуги проката автомобилей в целом;
* Субаренда авто или направление клиентов в другую компанию в случае отсутствия в наличии автомобиля требуемой марки или класса.
Одной из форм сотрудничества является создание отраслевых обществ – таких, как Некоммерческая организация «Ассоциация Прокатных Компаний» (образована 14 июля 2003 г.).
Учредителями Ассоциации стали крупные компании – участники рынка:
* ЗАО «СП «РОЛЬФ» (торговая марка РОЛЬФ-ПРОКАТ, в настоящее время компания именуется Raiden).
* ЗАО «Ричмонт транспортные услуги» (торговая марка HERTZ).
* ООО «БЕРЕС мультикарс».
* ООО «А.М. РЕНТ».
* ООО «ПИНГВИН АВТОМОБИЛИ».
* ООО «РЕАЛ-КАР».
* ООО «СП «БИЗНЕС-КАР».
* ЗАО «ОЛЬГА-ЛИМУЗИН».
* ООО «СКАРЛЕТ».
* ООО «ЕВРОПКАР-РУС» (торговая марка EUROPCAR).
Вообще, пока рынок аренды автомобилей в России слабо организован и имеет весьма хаотичный характер. Существует ряд отрицательных факторов, тормозящих его формирование: отсутствие у россиян культуры потребления услуги проката, неразвитость инфраструктуры проката, отсутствие информации о существовании подобной услуги у населения, дефицит квалифицированных менеджеров высшего и среднего звена, разбалансированность рынка, ненадежность клиентов (по материалам статьи «Негативные факторы, тормозящие развитие рынка аренды автомобилей в России» - оригинал статьи).
В то же время, несмотря на значительные препятствующие факторы, можно с достаточной уверенностью утверждать, что рынок автопроката развивается. Темпы его роста оцениваются в 20-30% в год (в Московском регионе – 30-40% в год), при этом из побочного для автодилеров бизнеса он превращается в самостоятельную индустрию. Ведущие на исследуемом рынке игроки понемногу начинают осваивать регионы. А постоянное увеличение числа частных клиентов у автопрокатчиков ведет к усилению соперничества, что в свою очередь ведет к снижению уровня цен на услуги аренды автомашин. Но нынешний «подготовительный» процесс, по мнению экспертов, может продолжаться еще около пяти лет.
Пока же основную массу клиентов автопрокатчиков составляют корпоративные клиенты. В основном они пользуются следующими услугами: аутсорсинг, оперативный лизинг, аренда автомобилей с водителем (по материалам статьи «Наиболее востребованные услуги автопрокатчиков для корпоративных клиентов», b2b-autoservice.ru). Важной тенденцией в этом сегменте эксперты считают возросшие требования клиентов к качеству оказываемых здесь услуг и их готовность платить за это больше.
Спросом пользуются авто всех марок. При этом самые дешевые автомашины, как правило, оказываются наиболее удобными при движении по столичным заторам (ввиду их компактности).
52% потребителей-частных лиц в качестве главного критерия выбора автопрокатной компании назвали цену услуги; для 12,6% опрошенных очень важна репутация компании, такой же процент участников опроса считает важнейшим фактором ее месторасположение. Минимальное же число респондентов (7,9%) полагаются на рекомендации друзей.
При определении степени надежности московские потребители руководствуются такими критериями, как присутствие у компании лицензии, своего парка транспорта, круглосуточной работы их диспетчерских служб, страхования пассажирских мест и т.д.
С целью стимулирования потребительского спроса транспортные компании предлагают разного рода дополнительные услуги:
* «Тарифы выходного дня»;
* Личная страховка (страхование жизни и здоровья водителя и пассажиров в салоне автомобиля);
* Оформление документов и прием автомобиля вне пункта проката;
* Возможность оформления дополнительной доверенности;
* Возможность возврата машины вне пунктов проката, в нерабочее время;
* Замена аварийного автомобиля;
* Консультации на месте ДТП;
* Эвакуация технически неисправного автомобиля;
* Возможность продления контракта по телефону;
* Возможность замены автомобиля или колес по желанию арендатора;
* Предоставление детского сидения;
* Предоставление набора для пикника (мангал, топорик и т.д.);
* Мобильный телефон;
* Крепления для велосипедов;
* Автохолодильник;
* Накопительные скидки;
* Возможность бронирования в московском офисе машины для эксплуатации за рубежом или в регионах России.
В силу динамичного характера рынка на нем периодически возникают новые энергично формирующиеся направления. Так, по данным аналитиков компании SIXT, с 2006 года в России оживлённо развивается такая новая ниша рынка, как прокат автомобилей представительского класса для руководителей больших корпораций. По оценке экспертов компании SIXT, объем этой сферы проката только по Москве в 2006 году составил от 7 до 13 млн. долларов, хотя фактически раньше она не была представлена на рынке, учитывая недавнюю общероссийскую практику использования своего (только одного) автомашины для всех представительских целей компании, По прогнозам экспертов SIXT, объем этого нового явления в бизнесе при его нарастающей востребованности увеличится в 2007 году до 30 млн. долларов.
|