Краткая характеристика российского рынка пластиковых оконВ 2005 году на одного человека в России проходилось 0,17 м.кв. В России стадия, на которой находится рынок окон, можно охарактеризовать, как усиленный рост 30%-50% в год, в пересчете на душу населения ПВХ-конструкций российский рынок обладает огромным потенциалом для роста. Объем отечественного рынка пластиковых окон в естественном обороте составляет 250-300 тыс. т. в г., в денежном примерно - $1 млрд. На сегодняшний день в России установлено 500 млн. окон, причем спрос по-прежнему значительно превосходит предложение: нужды рынка оцениваются в 1500 млн. окон. Из общего объема рынка только на строительный сектор в России приходится 34% (11,8 млн. м. кв.). Из них 22% используется для остекления нового строящегося жилья. Процент потребления ПВХ-конструкций в классе строящихся нежилых зданий составляет 12%. Наибольшее предпочтение в этом сегменте отдается другим материалам – алюминию, стали, структурному остеклению и т.д. Сегмент строящиеся объекты недвижимости крайне значителен для развития рынка ПВХ-конструкций. Примерно 45% потребления ПВХ-конструкций устанавливается в новые объекты. Сегментирование рынка ПВХ-конструкций по типу потребления в России в 2006 г. можно представить следующим образом: - Эксплуатирующие жилые объекты - составляют порядка 56% или 19,6 млн. кв.м.
- Новые жилые объекты – 22% или 7,8 млн. кв.м.
- Эксплуатирующиеся нежилые объекты – 10% или 3,3 млн.кв.м.
- Новые нежилые объекты – 12% или 4 млн. кв.м.
Также можно просчитать объем сегмента частного покупателя в России, так, в 2006 году на его долю приходиться 56% рынка ПВХ-конструкций (19,6 млн. м. кв.). На 2006 г. в России остеклено новыми энергосберегающими окнами около 20% объектов недвижимости. Около 80% других объектов требуют замены окон, по причине недостаточной изоляции от холода и шума. Развитие как потребительского, так и ипотечного кредитования, в том числе рост доходов населения, все это повлияло на бурное развитие рынка в 2006-2007 гг. Емкость рынка оконных ПВХ конструкций рассматривается как существенно превосходящая емкость рынка деревянных окон и алюминиевых светопрозрачных конструкций, поэтому распределение по сегментам рынка возможно обозначить следующим образом: ПВХ-конструкции составляют порядка 76% (23 млн. кв. м), алюминиевые конструкции составляют 15% или 4,4 млн. кв. м, деревянные окна составляют порядка 9% или 2,9 млн. кв.м. Доли классов по материалам Россия, 2006 год: - ПВХ-конструкции, 34,7 млн. м. кв., 78%, 4,2 млрд. евро
- Алюминиевые конструкции, 5,7 млн. м.кв., 13%, 1 млрд. евро
- Деревянные окна, 3,8 млн. м.кв., 9%, 0,65 млрд. евро.
В 2005 году общий объем отечественного рынка окон из ПВХ-профиля составил примерно 800 млн. долларов. Емкость оконного рынка Москвы в 2005 г. составила примерно $360 млн. в денежном выражении. Развитие оконного рынка также тесно взаимосвязано с модификациями, происходящими в индустрии строительства и строительных материалов. Это в свою очередь спровоцировало рост оконного рынка, по отметкам специалистов объем потребления окон в новом жилищном строительстве составляет около 5, 6 млн. кв.м. за год. А суммарную площадь оконных конструкций эксперты оценивают приблизительно в 900 млн. кв.м., из них в эксплуатирующемся жилищном фонде – 460-470 млн. кв.м., а в нежилом фонде – 400-450 млн. кв.м. Однако рост московского рынка, на котором приблизительно 1,1 млн. кв.м. окон, существенно опережает развитие других регионов. Ввоз окон в Рф составляет приблизительно 700-850 тонн изделий, это ориентировочно 25-28% всего оконного рынка. С увеличением спроса на недвижимость, можно предположить резкий скачок рынка оконных конструкций вверх на 10-15%. Оконный рынок очень разнообразен. Предлагаются конструкции самых разных типов. По видам материалов оконных конструкций изготовители разделены следующим образом: пластик – 74%, алюминий – 56%, древесина – 44% (учитывая организации, одновременно сочетающие производство нескольких видов окон, например, пластиковых и деревянных). Популярность пластиковых окон довольно легко объяснима: они не нуждаются в покраске, устойчивы к погодным условиям, гораздо дешевле деревянных евроокон (на 30-40%). На рынке пластиковых окон в настоящее время 70% составляет продукция, изготовленная в России. При этом в качестве профилей от мировых производителей применяются не только ввозимые из Европы, но изготовленные филиалами прямо на территории Рф, например, фирма VEKА (по материалам статьи «Основные игроки на оконном рынке». В последнее время все большую популярность получают оконные системы, выполненные по немецкой технологии из натурального материала – дерева. Эксперты отмечают неизменное увеличение сектора деревянных евроокон. Это приводит к усилению конкуренции, и как следствие - повышению качества и снижению цен. Хотя в целом пластиковые окна продолжают лидировать на рынке. Стадия, на которой сейчас находится рынок ПВХ-конструкций, возможно охарактеризовать, как рост. Высокие темпы роста рынка на уровне 27% в год наблюдаются на протяжении нескольких лет. Но говорить о насыщении российского рынка ПВХ-конструкций пока что уж очень рано. По прогнозам специалистов к 2010 г. объем рынка ПВХ-конструкций по сравнению с 2006 годом увеличится почти в 3 раза, и составит приблизительно 85 млн. м. кв. Утроение объемов рынка произойдет за счет высоких темпов роста и увеличения объемов потребления ПВХ-конструкций в течение ближайших 5-ти лет, но даже такое интенсивное развитие не приведет к насыщению рынка. Помимо пластиковых окон на российском рынке представлены окна, изготавливаемые из алюминиевых профилей, древесины. Дерево является прямым конкурентом ПВХ профиля, алюминиевые конструкции в меньшей мере пересекаются с рынком ПВХ, потому что имеют несколько иное целевое предназначение – остекление нежилых помещений (торговых центров, офисных зданий и т.д.). Порядка 80% существующего жилищного фонда в Рф остеклено деревянными окнами старого образца, всё-таки по объемам продаж, а также по темпам увеличения продаж дерево и алюминий в наше время время существенно уступают ПВХ профилю. По данным МосгорБТИ на 1 января 2005г. общее число квартир в Москве составляет 3 686 493 квартиры. Из них 812 437 - однокомнатных квартир, 1 636 567 - двухкомнатных, 1 067 512 - трехкомнатных, 102 641 - четырехкомнатных, 22 150 - пятикомнатных и выше, и 45 186 комнат в общежитиях. Совокупная площадь жилого фонда составляет 198 млн. кв.м., т.е. на 1 человека приходится около 16,5-19,8 кв.м. Совокупное число жилых комнат составляет 7 949 755, и с учетом кухонь емкость московского рынка пластиковых окон составляет более 11 млн. окон. Таким образом, емкость московского рынка составляет более 3,3 млрд. долларов. (В расчеты не включены административные и производственные здания). Текущие планы по строительству нового жилья в Москве составляют приблизительно 4-5 млн. кв.м. в год, что составляет около 2-2,5% от существующего жилья в Москве. С учетом того, что часть новых жилых домов сооружается на месте старого жилья, чистый рост жилья в Москве составляет где-то 3,5-4 млн. кв.м. в год, или где-то 2% от всего объема рынка в натуральном выражении. Поэтому ожидать существенного увеличения емкости рынка пластиковых окон в Москве не приходится, и рост рынка будет происходить за счет освоения имеющихся объемов, путем замены старых оконных конструкций. Высокий спрос на эту продукцию провоцирует ее удорожание. Как поясняют специалисты, колоссальные темпы роста рынка ПВХ-конструкций в России принуждают производителей и поставщиков комплектующих, не справляющихся со спросом, поднимать цены. И все же главной причиной роста цен на пластиковые окна является комплексное удорожание комплектующих для производства окон – фурнитуры на 34%, стекла и, как следствие, стеклопакетов - до 19%. В частности, большим спросом стал пользоваться профиль элитного класса. Кроме того, отдельные фирмы переместились в сторону "элитарности", начав осваивать работу с деревянными, алюминиевыми конструкциями и прочей экзотикой. Такие продукты дороже обычных пластиковых окон на 10-70%. Что касается вопроса численности фирм, специализирующихся на оконном бизнесе, только в Москве и ее окрестностях действуют порядка 3,5 тысяч изготовителей пластиковых окон (по материалам статьи «Лидеры московского рынка оконных ПВХ профилей»). Что касается установщиков, специалисты затрудняются назвать точное число этих фирм. Также эксперты указывают на то, что рынок пластиковых окон имеет ярко выраженный сезонный характер. Летом большие и малые изготовители предпочитают зарабатывать в потребительском сегменте, зимой, когда число заказов резко падает, изготовители принимаются искать корпоративные заказы. Тем не менее участники рынка отмечают, что в корпоративном секторе низкая рентабельность. Строители требуют за крупный опт серьезные скидки, жестко подходят к срокам монтажа. По оценкам специалистов, в 2005 г. 70-75% продаж пластиковых окон пришлось на потребительский сегмент, а только остальное - на корпоративный. Более 47% объемов продаж пластиковых профилей в России обеспечивают 3 немецкие компании - это Profine International profine Group (марки KBE, Trocal, Koemmerling, Knipping), VEKA и Rehau. Наибольшие объемы продаж во всех регионах, кроме Уральского и Западно-Сибирского, имеет Profine Group. VEKA и Rehau поочередно сменяют друг друга на втором и третьем местах. Разница в объеме продаж между ведущими профильными фирмами медленно сокращается. Кроме того - к тройке лидеров постепенно приближаются российские производители - Weltplast, Proplex, и другие. В чем эксперты сходятся, в том, что в отрасли обозначилась тенденция к укрупнению организаций посредством их слияния. По некоторым оценкам, к 2008 году в больших городах рынок пластиковых окон будут контролировать в среднем около 10 фирм с объемом производства от 15 до 30 тыс. кв. метров. По сравнению с Москвой опережающими темпами развиваются регионы (например, Урал, Сибирь, Дальний Восток и Северо-Западный регион), где рост рынка может превышать 30%, появляются внушительные, хорошо оборудованные производства, продолжают развиваться розничные сети продаж. На сегодняшний день на рынке традиционно занимает лидирующие позиции по сбыту следующий вид продукции - это продукция, нацеленная на частных заказчиков, чей уровень дохода средний и выше среднего. Такие люди, как правило, имеют в своем распоряжение большей технической осведомленностью. Лидером по продажам всегда является продукция, изготовленная из качественных материалов по передовым технологиям.
|